Обучение полетам на мотопараплане

Вы хотите подняться в небо над родным домом или дачей? Вы мечтали летать над морем облаков и касаться их руками? Вам интересно увидеть с высоты красивейшие места нашей страны?
Тогда приходите к нам, вы научитесь летать на парамоторе!
Мотопараплан — это фактически индивидуальный маленький минисамолет, который помещается в багажнике любой машины, собирается за 15-20 минут и может взлететь с каждого поля. Дальше будет только наслаждение свободой полета, с ветром в лицо и прекрасными видами внизу. Летать на парамоторе можно на любой высоте, от 1 метра до 4-5 км, со скоростью 55-70 км/ч.

Обучение полетам на параплане с мотором
Параплан с мотором или мотопараплан — самый легкий, простой и демократичный моторный летательный аппарат в мире. Освоение мотопараплана относительно несложно, базовые навыки пилотирования можно получить за 5-10 дней тренировок. Все, что требуется — среднее здоровье, как для получения водительских прав. Так же надо быть готовым к средним нагрузкам — на старте придется пробежать с двигателем 20-30 кг за спиной.
Программа начальной подготовки на мотопараплане

Где научиться летать на мотопараплане в СПб
Наш клуб занимается подготовкой начинающих пилотов на мотопараплане с 2005 года, и за это время мы накопили хороший опыт в этом деле. Обобщив и систематизировав этот опыт, мы выработали оптимальный, результативный и безопасный курс подготовки на мотопараплане.
Главный принцип нашего подхода — последовательность и плавное повышение уровня задач. Нельзя форсировать и перепрыгивать ступени в освоении парамотора. Слишком быстрый прогресс чреват травмами или поломками матчасти. Поэтому мы строим освоение мотопараплана последовательно. Сначала тренировка на земле, отработка старта на параплане. Затем вывозные полеты с инструктором. Потом переход к самостоятельным полетам на свободном параплане. Пилот поднимается в небо и получает базовые навыки управления свободным крылом, закрепляет их. А уже после этого начинает летать на мотопараплане.
Во время курса новичок плавно привыкает к новой для себя стихии, не испытывая психического дискомфорта и не делая опасных ошибок из-за резкого нарастания новых факторов. Кроме того, он физически легче адаптируется к новым нагрузкам при поэтапном обучении на мотопараплане.

Программа тренировочных полетов на параплане и мотопараплане

Программа тренировочных полетов на параплане и мотопараплане
Базовый курс подготовки на парамоторе состоит из теоретической части, тренировок на земле и летной программы на безмоторном параплане и мотопараплане.
Начинается со знакомства с парапланом, его устройством и принципам подготовки снаряжения к полету, затем идет наземная тренировка с парапланом и мотопарапланом:
- Инструктаж по базовым элементам конструкции, основные определения
- Проверка параплана перед полетом, устранение базовых проблем при подготовке к взлету
- Отработка прямого и обратного старта, пробежки с поднятым крылом
- Контроль крыла на разбеге, устранение кренов и раскачки по тангажу
- Отработка подъема параплана в слабый и сильный ветер, особенности старта в разных условиях
- Контроль траектории, выполнение змейки при пробежке на взлете
- Наземные тренажи по особым случаям в полете и действиям в них

Наземные тренировки не завершаются после первого самостоятельного полета, а продолжаются каждую летную смену перед полетами. Они закрепляют правильные навыки у пилота, которые необходимы для уверенных стартов.
Далее начинающий пилот-парамоторист начинает полеты на безмоторном параплане. Он делает первые шаги в небе, и важно снизить нагрузку в этих первых полетах. Так совершается 20 полетов для отработки старта и посадки, захода на цель и маневрирование в воздухе. Затем пилот переходит к полетам на мотопараплане.
Для чего нужны полеты на безмоторном параплане? Этот этап нужен для того, что бы пилот освоился с пилотированием параплана в максимально комфортных и простых условиях. Ведь во время первых полетов он находится в стрессовом состоянии, на него наваливаются множество факторов, с которыми он не сталкивался раньше в обычной жизни. В таких условиях важно, что бы от него не требовались лишние ответственные действия. Управление силовой установкой (парамотором) в таких полетах будет создавать лишний фактор риска. Кроме того, взлет с парамотором значительно сложнее взлета на свободном параплане, вес парамотора составляет 20-30 кг. При неудачном старте или приземлении эта масса многократно увеличивает риск травмы.
И наконец, при двухэтапном освоении мотопараплана пилот получает навыки полетов на лебедке и без парамотора. Это бесплатный бонус, который значительно облегчает переход к парению в восходящих потоках. Не секрет, что многие парамотористы совмещают свободные и моторные полеты.
На втором этапе пилот знакомится с устройством парамотора, осваивает правила техники безопасности при обращении с силовой установкой. Тренируется собирать, проверять и разбирать силовую установку. Отрабатывает запуск и газовку парамотора, обращается с ним на земле. Выводит крыло в полетное положение на земле с мотором, шлифуя старт перед самостоятельными взлетами. Когда это начнет получаться, пилот переходит к полетам с мотором. Для надежного освоения мотопараплана требуется 10 полетов с парамотором.


Основные задачи, которые выполняет начинающий пилот в ходе летной практики нашего курса:
Полеты на безмоторном параплане:
- Маневрирование клевантами, весом и совместно весом и клевантами, выполнение «змеек»
- Форсированные развороты весом и клевантами
- Выполнение «восьмерок», имитация захода на ограниченную площадку
- Спирали, разворороты на 360 гр
- Полет на малой скорости, маневрирование на малой скорости
- Складывание «ушей» параплана и маневрирование со сложенными “ушами”
- Управление задними рядами строп
Полеты на мотопараплане:
- Отработка техники пилотирования, свободное маневрирование на высотах 200-500 м
- Развороты под тягой и без тяги на углы 45°, 90°, 180°, 360°
- Посадка на точность с имитацией отказа двигателя, с уходом на второй круг
- Полет с остановкой и запуском двигателя в воздухе
- Работа с триммерами, контроль скорости в полете
- Уши с управлением весом, змейка на ушах
- Тестовые полеты

Теоретическая подготовка начинающих пилотов параплана
Для того, что бы безопасно летать на параплане, пилот должен иметь полное представление обо всем, что происходит в полете. Для этого надо пройти теоретическую подготовку по основным темам о полетах на параплане. Теория изучается начинающими пилотами параллельно с полетами по четырем ключевым разделам:
- Аэродинамика полета параплана
- Безопасность полетов на параплане
- Аэрология и метеорология при полетах на параплане
- Парящие полеты на параплане в динамике и термиках
Вы можете ознакомиться с учебными роликами нашего клуба >>на канале СпортАвиаСервис в youtube <<.
Теоретический онлайн-курс
обучения полетам на мотопараплане
- Устройство параплана
- Прямой старт на параплане и основы управления
- Аэродинамика полета параплана
- Аэрология и метеорология полетов на параплане
- Безопасность полетов на параплане
- Парящие и маршрутные полеты на параплане


Почему стоит летать с нами
Первоначальный опыт и полеты — очень важны в жизни каждого пилота. От того, какие навыки и основы заложит инструктор, зависит летное долголетие парамоториста. Начальные навыки запомнятся навсегда. Поэтому надо ответственно подойти к выбору наставника. В нашем деле мы стараемся обеспечить главные факторы: безопасность, качество, эффективность.
Безопасность
Это главное слово в авиации вообще и в парапланеризме в частности. С небом надо на Вы, оно не терпит разгильдяйского отношения. И это особенно касается полетов на мотопараплане. Пилот с парамотором максимально независим и может летать один. Здесь очень важено ответственное отношение к полетам, надежная и качественная матчасть, четкая дисциплина пилота. И важно получить это отношение и знания от опытных пилотов.
Эффективность и качество
Эти факторы тоже важны на полетах и мы стремимся обеспечить их, что бы все работало как часы. Невысокие затяжки из-за слабой лебедки, изношенный рвущийся трос, задержки из-за поломок техники, неподъемный и дохлый парамотор принесут не радость от полетов, а разочарование.
Интенсивность полетов
Мы летаем много, полеты и тренировки новичков проходят круглый год, не прерываясь на зимний сезон, соревнования и тренировочные выезды. Летом мы летаем всегда, когда есть подходящая погода, по будним и выходным дням. В зимний сезон полеты обычно проводятся по выходным дням, если погода летная. Часто новички приезжают на тренировки вечером после работы — наше поле находится совсем рядом с городом.
Сообщество пилотов
Летать одному часто скучно и неинтересно. Хочется с кем то поделиться впечатлениями, набраться опыта, просто полетать вместе. Вокруг нашего клуба собралось большое сообщество пилотов. Вы попадете в компанию людей, любящих небо, полеты и тепло дружеского общения. Часто пилоты собираются вместе и отправляются в поездки для полетов на мотопараплане за рубежом. Приходите, вам будут рады!

Наш опыт и наши инструкторы

Мы — один из старейших парапланерных клубов Санкт-Петербурга, и пионеры полетов на лебедке. Свою деятельность клуб ведет с 2000 года, а летать на лебедке мы стали с 2004 года. В 2008 году мы создали и запустили первую гидравлическую лебедку в Санкт-Петербурге. Безопасность и качество буксировочных полетов поднялись на совершенно новый уровень. Сейчас полеты парапланеристов с помощью лебедки — де факто стандарт в наших преимущественно равнинных условиях России.
Мы пилоты и любим небо и полеты, мы увлечены своим делом. Нам интересно летать не только в Санкт-Петербурге, мы любим ездить и получать новый опыт в разных условиях, в новых странах и горах. Инструкторы применяют эти знания для помощи новичкам и уже опытным пилотам на наших сборах. Мы помогаем встать на крыло начинающим пилотам и проводим выездные тренировочные сборы разных уровней, с нуля и до соревновательного уровня, постоянно накапливая и применяя полученный опыт.
Несколько фактов о нашем клубе:
- Сотни пилотов нашли свою дорогу в небо и летают в нашем клубе
- Самый молодой пилот нашего клуба — 16 лет, самый старший — за 75 лет.
- Десятки выездных тренировочных сборов было проведено за прошедшие годы, в самых разных регионах России и мира: на Кавказе, в Пятигорске, в Дагестане, во Франции, Италии, Португалии, Испании, Словении, Болгарии, Индии, Непале и во многих других местах.
- Пипина Екатерина — самый опытный инструктор клуба, летать начала еще в 1997 г, в 1999 году завоевала титул Чемпионки России по парапланерному спорту.
- Хохлачев Руслан — 2 место на Чемпионате России в 2002 году, призовые места на соревнованиях меньшего ранга.
- Смоленский Кирилл — 2 место на ЧР в 2013 году, не считая наград на соревнованиях меньшего ранга.
- Великов Денис — 1 место на Кубок ЮФО 2010 и 2011 годов, 1 место — Кубок Белых Ночей 2013, 3 место на Кубке Турана 2015, 2 место в общем зачете и 1 место в Серийном классе на Кубке России на равнине 2012 не считая достижений на соревнованиях меньшего ранга.

Наша матчасть

Мы используем самую передовую технику для полетов в Санкт-Петербурге, мы не экономим на безопасности и эффективности:
- Для моторных полетов используется парамоторы производства SkyMax на базе двигателя Moster-185. Итальянский мотор Vittorazi Moster 185 специально спроектированный под парамотор — мощный, легкий и надежный, считается лучшим в мире. Рама SkyMax вполне соответствует уровню мотора — удобная, легкая, крепкая, она оборудована качающимися рогами для подцепа параплана. Это самое современное и лучшее решение для парамоторов.
- Для полетов с парамотором используются парапланы производства ПараАвис, специально спроектированные для первых полетов с мотором.
- На этапе свободных полетов, мы задействуем самые совершенные гидравлические лебедки и смотчики, мощные и безопасные.
- Парк парапланов и подвесок для тренировочных полетов вполне достаточен, что бы подобрать оптимальный размер под каждого пилота. Не придется летать не на своей площади или ждать своей очереди на снаряжение.
- Мы используем только новую летную технику, тщательно контролируем и следим за ее состоянием.
- Каждая подвеска оборудована мягким протектором и спасательным парашютом
- Каждый тренировочный полет проходит с использованием радиосвязи.
Прочитать подробнее про нас и нашу технику можно в разделе >> О нас <<.

Состав нашего клуба
Даже самая совершенная техника бесполезна без грамотных людей. Авиация – это ответственное дело и она не терпит разгильдяйства!
Каждый, кто участвует в полетах, должен ответственно относиться к этому делу и алгоритм действий в любых ситуациях. Все инструкторы и пилоты нашего клуба умеют и любят летать на параплане. Причем не только в Санкт-Петербурге, но и по всему миру. Участвуют в соревнованиях и организации тренировочных сборов в разных местах, обмениваются опытом с коллегами. Ну и конечно, мы знаем и любим свое дело. Мы искренне радуемся успехам новичков и всегда готовы поделиться своими знаниями с ними. Мы хотим, что бы наши пилоты летали лучше, чем они мечтают!
Приходите к нам и вы не пожалеете!


Немного о безопасности полетов на парамоторе

На взгляд непосвященного, летать на нашей технике могут только экстремалы, которым не хватает адреналина в жизни. Сама мысль, что можно подняться над землей на 1-2 км высоты на нежной тряпочке с тоненькими веревочками вселяет в 99% людей иррациональный ужас. Конечно, ведь страх высоты заложен в нас генетически.
А что, если мягкое крыло сложится или стропы запутаются? Или парамотор заглохнет? Что тогда, катастрофа? Конечно, если у пилота не будет знаний и нужной подготовки, это может закончиться плачевно.
Но если он прошел курс подготовки, получил опыт полетов и знания от инструкторов, то он будет чувствовать себя уверенно.

- Современный параплан проектируется по нормам прочности боевых истребителей и кажущаяся ажурность конструкции очень обманчива. Крыло выдержит огромные перегрузки, прежде чем начнет разрушаться.
- Cложиться и запутаться параплан конечно может, но только в очень турбулентных условиях, которые легко оценить с земли. А если даже и произошло сложение, то это нормально. Из него любое крыло обязано выйти быстро и четко, особенно если пилот поможет ему. Оно испытывалось на эти режимы и сертифицировалось по своим реакциям.
- Отказ двигателя в полете — неприятная, но не катастрофичная ситуация. Без него мотопараплан переходит в спокойное планирование и пилот может без труда выбрать полянку для приземления. С 500 метров высоты например можно улететь на 2,5-3 км по дальности. А заход и посадка без двигателя отрабатывается на курсе подготовки.
- Во время любого полета всегда можно кинуть спасательный парашют, если ситуация выйдет из под контроля.
- Летать не опаснее, чем ездить на машине или на мотоцикле, если к этому подходить с умом и не лезть на рожон.
Параплан в целом и мотопараплан в частности имеет высокую пассивную безопасность из-за низкой скорости на взлете и посадке и простой технике пилотирования при его освоении.

Часто задаваемые вопросы
Могу ли я летать на мотопараплане над своей дачей или домом?
Параплан, как летательный аппарат с массой конструкции менее 115 кг без специальных разрешений и допусков имеет право летать только в воздушном пространстве класса G. Какой класс воздушного пространства в конкретном месте, надо уточнять на специализированных сайтах. Большая часть Ленинградской области покрывается классом G по крайней мере до высоты 300 м. Но есть запретные зоны, полигоны, зоны аэродромов и так далее, где летать нельзя!
Могу ли я покатать жену/друзей/детей на мотопараплане?
Современный ранцевый парамотор (силовая установка, с которой взлетают с ног) обладает достаточной мощностью, что бы легко поднять в воздух даже тяжелого пилота. Но двоих он отрывает на пределе мощности, высоту набирает слабо и не выдержит долго такой эксплуатации.Крыло для полетов вдвоем тоже имеет специальную конструкцию и увеличенную площадь. Взлететь на одиночном параплане вдвоем не получится.И наконец, старт вдвоем с ног, даже на специальном тандемном крыле, очень сложен. Технически и физически. Для тандемных полетов надо использовать двухместный паралет.
Чем отличается мотопараплан от аэрошюта?
Внешне аэрошют очень похож на параплан, но по сути он ближе к парашюту, чем к параплану из-за своей аэродинамики. Сравнительно маленькое удлинение и большие воздухозаборники значительно увеличивают стабильность крыла аэрошюта в турбулентной атмосфере. Но достигается это гораздо худшим аэродинамическим качеством. Это значит, что аэрошюту требуется мощный двигатель, в 2-3 раза более мощный, чем для параплана аналогичной грузоподъемности. Более мощный двигатель означает более массивный, становится более тяжелой рама и конечно цена вырастает пропорционально весу. Аэрошют вылетает из категории ЛА с весом менее 115 кг, а значит ему нужен пакет документов — пилотское свидетельство, необходимость прохождения медкомиссии ВЛЭК, госрегистрации, СЛГ.И все это ради несколько большей стабильности крыла. Иными словами снижаются требования к технике пилотирования в сложных условиях — при сильном ветре и сильной турбулентности. Опытный пилот и на мотопараплане и на аэрошюте будет чувствовать себя одинаково комфортно. Других преимуществ перед парапланом аэрошют не имеет.

