+7 (812) 983 47 50

Обучение полетам на параплане

Вы знаете, что такое параплан и мечтаете парить под облаками в восходящих потоках, наслаждаясь неземными видами? Пора перестать мечтать и начать действовать! Парапланеризм — очень красивый и захватывающий вид авиационного спорта, при этом самый демократичный и доступный.

Освоение параплана не требует многолетних тренировок, отменного здоровья и молниеносной реакции, как у космонавта. Практически каждый более-менее здоровый человек может летать на параплане. Достаточно быть готовым к легким физическим нагрузкам в виде пробежек по полю с парапланом, иметь зрение и реакцию, как для получения водительских прав. А путь от нулевого чайника до тандем-мастера или топового спортсмена в нашем клубе открыт любому пилоту.

Обучение полетам на параплане

В настоящее время парапланеризм — это популярный спорт во всем мире и методики подготовки пилотов хорошо отработаны.

Из безумного развлечения одиночек-экстремалов параплан стал достаточно безопасным, отработанным и, наверное, самым массовым и доступным авиационным спортом в мире.
Простота и надежность современных крыльев, вкупе с современными методиками тренировки и опытными инструкторами, часто позволяет взлететь самостоятельно с нуля уже в первый-второй день подготовки. Получить базовые навыки пилотирования можно за 5-10 дней. Это не сложнее, чем научиться водить автомобиль. В бонусе будет радость и поток эндорфинов от непередаваемого чувства свободного полета, ветра в лицо и бесконечного простора пятого океана вокруг. Но, конечно, безопасно и эффективно можно научиться только с инструкторами — опытными пилотами, в хорошем клубе, самостоятельное же освоение параплана крайне опасно!

Программа начальной подготовки

2 ступень PARA PRO, первая ступень КУЛП-СД 87, 3 разряд

Наш клуб является старейшим в Санкт-Петербурге, кто начал практиковать еще в далеком 2004 году подготовку пилотов с помощью буксировки на специальной парапланерной лебедке, что сейчас стало де-факто стандартом обучения в равнинной части России. Мы тщательно развивали и систематизировали собственный и чужой опыт полетов и тренировочных упражнений, с главным акцентом на безопасности и эффективности процесса освоения параплана. Сейчас наш курс начальной подготовки представляет собой максимально надежный, быстрый и результативный путь познакомиться с парапланом, начать летать и вплотную подойти к следующей ступени, к парению в термиках.

Мы не стремимся затянуть процесс подготовки или наоборот, форсировать тренировки в новых, сложных условиях для пилота. Мы индивидуально подходим к каждому новичку и внимательно следим за его прогрессом.

Наш курс оптимален для подготовки среднего человека с нуля. Новичек успевает привыкнуть к новой стихии, к воздуху, к полетам и не устает от излишних повторений одних и тех же упражнений. Весь курс проходит полностью на нашей технике, у нас большой парк парапланов, подвесок и шлемов всех размеров. Вам не придется ни о чем задумываться, кроме подходящей одежды и обуви.

Как проходит
обучение
начинающих пилотов

Как проходит обучение начинающих пилотов

Для обучения парапланерным полётам мы используем за основу КУЛП-СД 88 и зарубежный стандарт FAI PARA PRO. КУЛП-СД 88 — это единственная официальная программа подготовки пилотов параплана, которая была выпущена еще в 1988 г. Конечно, с тех пор многое изменилось в параглайдинге, поэтому мы используем методики более современной зарубежной системы PARA PRO, а также наш богатый опыт и наработки.
Первоначальная подготовка состоит из наземной подготовки, отработки старта, тренажей по технике безопасности, летной программы (40 полётов) и теоретической части.

Наземная подготовка на параплане

Путь любого пилота начинается со знакомства с парапланом, его устройством и принципам подготовки снаряжения к полету:

  • Инструктаж по базовым элементам конструкции, основные определения
  • Проверка параплана перед полетом, устранение базовых проблем при подготовке к взлету
  • Выполнение прямого и обратного старта, пробежки с поднятым крылом
  • Контроль крыла на разбеге, устранение кренов и раскачки по тангажу
  • Отработка подъема параплана в слабый и сильный ветер, особенности старта в разных условиях
  • Контроль траектории, выполнение змейки при пробежке на взлете
  • Наземные тренажи по особым случаям в полете и действиям в них

Наземные тренировки не завершаются после первого самостоятельного полета, а продолжаются каждую летную смену перед полетами. Они закрепляют правильные навыки у пилота, которые необходимы для уверенных стартов.

Летная программа начального обучения на параплане

После получения базовых навыков старта и наземных тренажей новичок переходит к летной программе. Ключевой принцип в авиации – это безопасность и последовательность, движение от простого к сложному. Так происходит и выполнение всех полетов по программе курса.

  • Вывозные полеты в тандеме с инструктором — 2, 3 или более, сколько требуется новичку, чтобы привыкнуть к ощущению полета и пилотированию параплана
  • Базовое маневрирование парапланом, выполнение “змейки” клевантами, весом и координированные повороты клевантами и весом
  • Отработка энергичных, средних и плавных поворотов
  • Выполнение восьмерки, виражей – имитации термических спиралей
  • Полеты на малой скорости, маневрирование на малой скорости
  • Полеты на большой скорости, применение акселератора
  • Складывание “ушей” параплана, маневрирование со сложенными “ушами”, заход и посадка на ушах
  • Имитация полета в турбулентной атмосфере. «Активное» пилотирование. Искусственная раскачка крыла и его демпфирование
  • Имитация обрыва буксировочного троса, управление задними рядами строп
  • Тестовые полеты
Итого 40 полетов

Кроме выполнения основной задачи, в каждом полете пилот обязательно отрабатывает старт, удерживание курса на буксировке, построение захода на посадку и посадку на точность. Это крайне важные навыки для каждого парапланериста.

Теоретическая подготовка начинающих пилотов параплана

Для того, что бы безопасно летать на параплане, пилот должен иметь полное представление обо всем, что происходит в полете. Для этого надо пройти теоретическую подготовку по основным темам о полетах на параплане. Теория изучается начинающими пилотами параллельно с полетами по четырем ключевым разделам:

  • Аэродинамика полета параплана
  • Безопасность полетов на параплане
  • Аэрология и метеорология при полетах на параплане
  • Парящие полеты на параплане в динамике и термиках

Вы можете ознакомиться с учебными роликами нашего клуба >>на канале СпортАвиаСервис в youtube <<.

Теоретический
онлайн-курс
для обучения полетам на параплане

Курс лекций по основам парапланеризма:
  • Устройство параплана
  • Прямой старт на параплане и основы управления
  • Аэродинамика полета параплана
  • Аэрология и метеорология полетов на параплане
  • Безопасность полетов на параплане
  • Парящие и маршрутные полеты на параплане
  • Почему стоит летать с нами

    Параплан — школа ответственности и летного мастерства

    Первые шаги в небе — очень важный этап в жизни каждого пилота. От того, как начнет летать новичек, какие основы заложит у него инструктор и какое отношение к полетам сформирует, зависит летное долголетие будущего пилота. Навыки, полученные в самом начале, останутся навсегда. Поэтому подойти к выбору наставника надо очень ответственно. В нашем деле, мы стремимся обеспечить главные факторы : безопасность, качество и эффективность.

    Безопасность

    Это ключевое слово для параплана, как и вообще в авиации. К небу надо относиться уважительно, оно не прощает легкого отношения к себе. Вдвойне это касается буксировочных полетов на параплане (полеты с помощью лебедки).

    Эффективность и качество

    Эти факторы так же очень важны для нас. Низкие затяжки из-за слабой лебедки, рвущийся буксировочный трос, простои из-за ломающейся техники и несогласованной работы состава клуба приносят не радость от полета, а раздражение из-за потерянного времени и неоправданных ожиданий.

    Интенсивность полетов

    Мы летаем много, полеты и тренировки новичков проходят круглый год, не прерываясь на зимний сезон, соревнования и тренировочные выезды. Летом мы летаем всегда, когда есть подходящая погода, по будним и выходным дням. В зимний сезон полеты обычно проводятся по выходным дням, если погода летная. Часто новички приезжают на тренировки вечером после работы — наше поле находится совсем рядом с городом.

    Сообщество пилотов

    За годы работы в нашем клубе собралось много пилотов, начавших летать вместе с нами и не только. Приходя к нам, вы не просто станете пилотом. Вы попадете в теплую атмосферу людей, увлеченных небом, полетами.
    Ниже изложены факты о нашей клубе, иллюстрирующие нашу деятельность и наш подход.

    Наш опыт и наши инструкторы

    Где научиться летать на параплане в СПб

    Наш клуб СпортАвиаСервис — один из старейших парапланерных клубов Санкт-Петербурга, и пионер в деле полетов на лебедке. Свою деятельность клуб ведет с 2000 года, а летать на лебедке мы стали с 2004 года. Сейчас полеты на параплане с помощью лебедки — фактически стандарт в наших преимущественно равнинных условиях России.

    Мы первые в Санкт-Петербурге построили и запустили в эксплуатацию гидравлическую лебедку в 2008 году, существенно подняв безопасность и эффективность буксировки на параплане. Мы первыми в Санкт-Петербурге разработали и применили безопасную и эффективную методику подготовки пилотов на лебедке. Подробнее о истории нашего клуба читайте >> здесь <<.

    Наши инструкторы имеют колоссальный опыт полетов и тренировки начинающих пилотов в Санкт-Петербурге и по всему миру. Мы помогаем встать на крыло новичкам и проводим выездные тренировочные сборы разных уровней, с нуля и до соревновательного уровня, постоянно накапливая и применяя полученный опыт.

    Сотни пилотов начали летать в нашем клубе.

    Самый молодой пилот нашего клуба — 16 лет, самый старший — за 80 лет.

    Десятки выездных тренировочных сборов было проведено за прошедшие годы, в самых разных регионах России и мира: на Кавказе, в Пятигорске, в Дагестане, во Франции, Италии, Португалии, Испании, Словении, Болгарии, Индии, Непале и во многих других местах.

    Некоторые спортивные достижения инструкторов:

    • Пипина Екатерина — самый опытный инструктор клуба, летать начала еще в 1997 г, в 1999 году завоевала титул Чемпионки России по парапланерному спорту.
    • Хохлачев Руслан — 2 место на Чемпионате России в 2002 году, призовые места на соревнованиях меньшего ранга.
    • Смоленский Кирилл — 2 место на ЧР в 2013 году, не считая наград на соревнованиях меньшего ранга.
    • Великов Денис — 1 место на Кубок ЮФО 2010 и 2011 годов, 1 место — Кубок Белых Ночей 2013, 3 место на Кубке Турана 2015, 2 место в общем зачете и 1 место в Серийном классе на Кубке России на равнине 2012 не считая достижений на соревнованиях меньшего ранга.

    Наша матчасть

    Мы используем самую передовую технику для полетов в Санкт-Петербурге, мы не экономим на безопасности и эффективности:

    • Мощные лебедки для затяжки параплана с хорошим запасом мощности даже для самых тяжелых условий. Низкие затяжки, когда высоты не хватает, чтобы выполнить задание и параплан еле дотягивает до старта — это ненормально.
    • Прецизионная точность регулирования тяги оператором, исключительный контроль затяжки. Подъем на лебедке мягкий и ровный, параплан не перегружается и не изнашивается от чрезмерной нагрузки. И комфорт пилота при этом не на последнем месте.
    • Исключение явлений «бород» на барабанах лебедок, защита от нахлестов и запутываний при скоростной смотке и размотке барабанов. Безопасность превыше всего!
    • Надежные автоматические смотчики тросов, не требующие контроля оператора, исключающие ошибку и человеческий фактор. Интенсивность и безопасность полетов возрастает, когда простую механическую работу выполняют автоматы.
    • Возможность делать ступенчатую затяжку — показатель совершенства нашей буксировочной техники. Сделать полеты высокими в любых, даже штилевых условиях не проблема для нашей техники. В Санкт-Петербурге это возможно только в нашем клубе.
    • Парк парапланов и подвесок для тренировок вполне достаточен, что бы подобрать оптимальный размер под каждого пилота. Не придется летать не на своей площади крыла или ждать своей очереди на снаряжение.
    • Мы используем только новые парапланы и парамоторы, тщательно контролируем и следим за их состоянием. Заблаговременная подготовка к полетам и своевременные регламентные работы — это норма в авиации.
    • Каждая подвеска оборудована мягким протектором и спасательным парашютом
    • Каждый тренировочный вылет проходит с использованием радиосвязи.

    Прочитать подробнее про нас и нашу технику можно в разделе >> О нас <<.

    Летно-подъемный состав нашего клуба

    Даже самая совершенная техника бесполезна без грамотных людей. Все инструкторы и пилоты нашего клуба умеют и любят летать на параплане. Причем не только в Санкт-Петербурге, но и по всему миру. Участвуют в соревнованиях и организации тренировочных сборов в разных местах, обмениваются опытом с коллегами.

    Ну и конечно, мы знаем и любим свое дело. Мы искренне радуемся успехам новичков, их высоким и дальним полетам. Мы всегда готовы поделиться своими знаниями с ними. И мы хотим, что бы наши пилоты летали лучше, чем они мечтают!
    Приходите к нам и вы не пожалеете!

    Расширенный курс — парение в термиках

    Итак, вы отлетали тренировочные полеты, зачет прошел успешно. Теперь вы умеете самостоятельно управлять парапланом в простых метеоусловиях, при слабом ветре и несильной турбулентности.

    Иными словами вы готовы к самостоятельным планирующим, баллистическим полетам сверху вниз. Это интересно только новичкам и быстро надоедает с ростом опыта. Интересные, парящие полеты, с набором высоты возможны только в восходящих потоках.

    Наши инструкторы с радостью помогут, и вы научитесь основам парения в теплых восходящих потоках на расширенном курсе «Парение в термиках»:

    • Поиск термиков по триггерам, рельефу местности, ветру и освещенности
    • Выполнение термических спиралей, особенности техники пилотирования в потоке
    • Центровка термика, нюансы обработки потока в штиль и ветер
    • Основы работы с полетной электроникой, приборами

    Еще один путь быстро и эффективно поднять свой уровень, это пройти подготовку на наших выездных тренировочных сборах. Участник сборов за короткое время получает колоссальный опыт в разнообразных и интересных условиях. Такие выезды делаются в самых лучших местах мира, где много летной погоды и легко нарастить налет. Так легко научиться находить потоки, обрабатывать их, взаимодействовать с другими парапланами, строить маршрут и многое другое. Каждый день подготовки пилот получает и впитывает спрессованные знания, опыт, который он тут же может применить.

    Но и после сборов, после многих лет полетов каждый пилот учится и непрерывно совершенствуется. Процесс этот бесконечный. В этом состоит один из плюсов нашего спорта.

    Часто задаваемые вопросы

    Почему мы летаем на лебедке вместо склона?

    Полеты начинающих пилотов на склоне в Санкт-Петербурге очень неэффективны. Единственный склон, подходящий для этого, находится близ села Можайское, около Туутари-парка. Он ориентирован на северо-западные и западные ветра, высотой 30 м. Что бы тренироваться на нем, надо дождаться этих ветров. Это 20-30% от всей летной погоды когда можно летать на лебедке. Когда же погода есть, на склон приезжает столько пилотов, что новичку заниматься очень сложно (конечно, 1 горка на 6 миллионный город). Сами полеты новичков на этой горке скорее подлеты с высотой 10-15 метров и длительностью в десятки секунд. Сравним с полетом на лебедке — высота 300-500 метров, длительность 6-10 минут. Налет и эффективность намного выше.

    Сколько по времени занимает начальная подготовка?

    В летние месяцы в среднем месяц-полтора, если не пропускать все летные выходные. Если приезжать и по будням, можно быстрее. Рекорд — 4 дня.

    Можно ли начать летать за неделю или две в отпуске?

    Можно, но только в летние месяцы и должно повезти с погодой. Бывает даже летом, когда за неделю не бывает ни одного летного дня из-за ветров или дождей, а бывает вся неделя летная. По статистике самые летные месяцы с июня по сентябрь.

    Какая одежда и обувь подходит для тренировок?

    При полетах очень важна хорошая крепкая обувь с поддержкой голеностопа и высокой шнуровкой. Подойдет туристкая треккинговая обувь или армейские берцы. Можно купить специальную парапланерную обувь.

    Зачем нужна хорошая обувь? Дело в том, что обычно приземление на параплане очень мягкое, мягче, чем при прыжке со стула или ступени лестницы. Но новички иногда делают ошибки и тогда хорошая обувь спасает от возможных травм голеностопа. Экономия на обуви может дорого обойтись.Одежда должна быть свободной, не стесняющей движений и закрывающей руки и ноги. Осенью, зимой и весной крайне важно одеваться тепло. В воздухе будет дуть набегающий поток ~8-10 м/с, который продувает насквозь. Так же в зимние месяцы должны быть теплые перчатки на руках, например толстые лыжные.

    Можно ли катать жену/друзей/детей сразу после освоения параплана?

    Мы это делать крайне не рекомендуем. Необходимо получить минимальный налет и хорошо освоиться с парапланом. Через какое то время (какое точно — очень индивидуально, обычно не менее 100 полетов) можно слетать с инструктором в тандеме, получить необходимые навыки и научиться летать в тандеме.

    Хочу научиться летать на параплане

    Если вы хотите освоить полеты на параплане, пожалуйста, укажите свои данные и мы свяжемся с вами:

    Какой курс подготовки вас интересует?
    Я хочу получать рассылку о полетах