Как летать на параплане законно?

Наш спорт набирает популярность в России, благодаря своей доступности, простоте и крайней демократичности. Год за годом растет число пилотов и перед каждым из них встает вопрос — как летать на параплане законно, не нарушая границ запретных воздушных зон и не пересекая трасс полета самолетов? Особенно это актуально для пилотов на мотопараплане, которые технически могут взлететь и летать практически в любом месте и на любой высоте до 5000 м. Так же это крайне важно знать маршрутникам, которые могут летать на значительные дистанции и на больших высотах.

Часть I . Правовой статус полетов на параплане в РФ

Для начала определимся, что нам нужно, что бы летать в России. Согласно приказу Минтранса России от 12.09.2008 N 147, п.2.1 пилотское свидетельство требуется только для пилотов воздушных судов с массой конструкции более 115 кг. То есть для полетов на параплане не требуется получать, а потом регулярно продлевать пилотское свидетельство. Соответственно не нужно проходить ВЛЭК – врачебно-лётную экспертную комиссию.

Далее, что касается параплана как воздушного судна, его государственной регистрации и регулярного получения СЛГ (свидетельства летной годности). Приказ Минтранса от 18 ноября 2011 г. N 287, п.  2 утверждает, что сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. И без госрегистрации отпадает необходимость каждый год получать СЛГ, довольно дорогостоящую процедуру, сравнимую по стоимости с парапланом.

А что в России с воздухом? С 1 ноября 2010 года вступили в силу Федеральные правила использования воздушного пространства (ФПИВП-2010), утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138. Согласно этим правилам, все воздушное пространство в России разделено на классы A, C и G. И для выполнения всех полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса G, наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется. Оно требуется только для полетов в классе A и C, а для получения такого разрешения в органах организации воздушного движения (ОрВД) уже нужно иметь пилотское свидетельство.

Итак, параплан в воздухе подобен велосипеду на дороге. Не требуется пилотского свидетельства (аналога водительских прав), не нужно госрегистрации (как и номеров для велосипеда), не надо каждый год проходить СЛГ (как и техосмотра). Но и прав у параплана значительно меньше, чем у самолета. Как и у велосипеда в сравнении с машиной. Как нельзя на велосипеде выезжать на автомагистрали или двигаться по дороге дальше одного метра от обочины, так и для параплана возможны полеты только в воздушном пространстве класса G.

Часть II . Определение структуры воздушного пространства в районе полета

Как определить, какое воздушное пространство в вашем месте полетов? Тут на помощь приходит сайт https://fpln.ru/ . Рассмотрим для примера наш район полетов в Углово, нашей основной летной площадки. На карте наше поле уже обозначено, как место с примечанием «парапланы».  Правой клавишей мыши ставим точку, что бы привязаться к месту. Для того, что бы выяснить, какой класс ВП здесь, щелкаем по красно-синему пятиугольнику сверху, выбираем вкладку ЗОНЫ и отмечаем галочкой CTR/CTA.

 

Структура воздушного пространства около Углово

 

Изменив масштаб, можно увидеть структуру воздушного пространства вокруг Санкт-Петербурга. Цветные многоугольники обозначают границы воздушных зон.

Структура воздушного пространства около СПБ

Щелкаем где-нибудь рядом с нашей красной точкой и выводится подробная информация о воздушном пространстве в этом месте. Внимание, для того, что бы появилась эта информация, нужно, что бы границы воздушной зоны попадала в область отображения на экране.

Из приведенной информации следует, что в этом районе контролируемое воздушное пространство начинается с 900 метров относительно уровня моря и находится в зоне диспетчерского района Санкт-Петербург-Пулково. Соответственно ниже располагается неконтролируемая зона G, доступная для полетов на параплане.

Чуть севернее поля Углово проходит граница диспетчерского района Левашово, где она начинается с высоты уже 300 м. В этой зоне изредка проходят самолеты на относительно небольших высотах при заходе в Левашово. Поэтому набирать в потоках севернее Углово нельзя.

В 3 км на юго-запад от Углово начинается ВП класса C на высоте 300 м, хотя реально воздушный трафик большой авиации в этом районе отсутствует до высот 2000-3000 м.

Если выбрать вкладку «ДР Санкт-Петербург (Пулково)», можно получить подробные данные о режиме работы этой зоны и ее границы по высотам.

Теперь надо понять, кто руководит полетами в воздушном пространстве класса G. Закрываем эту табличку. Жмем красный пятиугольник, убираем галочку против CTR/CTA и ставим галочку против МДП/РПИ (местный диспетчерский пункт/район полетной информации).

В этой зоне руководит полетами МДП СПб сектор 1 (местный диспетчерский пункт) на высоте от земли до FL50 (то есть до 5000 футов или 1524 м). Выбираем вкладку «Санкт-Петербург МДП Сектор 1 и получаем подробную информацию: зона действует 24 часа, частота связи 132.0 (для тех, у кого есть авиационная рация),телефоны МДП и класс воздушного пространства — G. Что нам и требовалось найти. Это говорит о том, что в этой зоне мы можем спокойно планировать полеты уведомительного характера, за исключением тех случаев, когда в этой зоне вводится NOTAM или ограничение полетов. Но об этом позже.

Для полноты (при планировании полетов в других зонах) необходимо посмотреть, как в вашем районе проходят МВЛ (Местные воздушные линии) по которым могут летать самолеты и какие рядом есть аэродромы. Для этого опять нажать красный пятиугольник на сайте, В зонах убрать все галочки, перейти в поле АРД-ЛИН и поставить галочку против МВЛ и аэродромы (можно и вертодромы).

 

Ближайшая МВЛ к Углово проходит над КАДом и не мешает полетам. В 6 км на юго-востоке отображается аэродром Щеглово. С него в хорошую погоду бросают парашютистов с Ан-2,  поэтому подходить ближе 3 км к аэродрому нельзя.

Далее, надо подать полетный план для уведомления о полете. Перед этим надо убедиться, что в нашей зоне нет запретных зон, ограничений NOTAM и т.д. Для этого опять жмем красный пятиугольник, выбираем «Зоны» и ставим галочки против всех зон внизу.

На карте видно, что северо-западе от  Углово находится запретная зона ULR1879, которая простирается с земли и до высоты FL670 (20421 м). Зона работает по будним дням, сб и вс выходные. Впрочем, она находится над Ржевским полигоном, над сплошными лесами без посадок и дорог. Нормальный пилот туда и не полезет.

Далее посмотрим NOTAM — какие и где действуют временные запреты. Снова жмем красный пятиугольник, выбираем вкладку НОТАМ и выбираем все чекбоксы по очереди. В районе Щеглово есть небольшая зона NOTAM — тот самый аэродром с парашютистами, радиус 2 км от точки. Больше в округе ничего нет, воздушное пространство свободно, можно подавать план.

 

Часть III.  Составление плана полетов

Будем составлять план полета в окружности вокруг нашей точки. Для начала надо определить ее координаты. Кликаем левой кнопкой на наш красный кружок. И появляется табличка с ее координатами. Но для составления плана нам надо указать координаты: широта 4 знака и долгота 5 знаков (впереди 0 ноль), а не 8 знаков как в табличке. Поэтому округляем координаты до 6004/3043 и нажимаем сохранить. Точка у нас передвинулась в заданные координаты.

Составляем самый простой план полета в цилиндрической зоне вокруг одной точки в Углово. Полеты будут на 1 параплане и 1 парамоторе в районе п. Углово в радиусе 1 км (чтобы не попасть в зону C на севере ДР Левашово и на юге ДР Пулково) и на высотах от 0 до 800 м с 12:00 до 18:00 по московскому времени, т.е. с продолжительностью 6 часов. Время в плане надо указывать по UTC  — всемирному координированному времени. Что бы получить время по UTC в Санкт-Петербурге надо отнимать 3 часа от московского времени. То есть по плану полеты будут с 09:00 до 15:00 по UTC.  

Пишем текст плана (скобки в начале плана и в конце обязательно). Примечание: стартовать и садиться реально можно в любом подходящем месте внутри зоны (не обязательно в точке координат DEP и DEST). План подается в теле письма на электронный адрес соответствующего ЗЦ (зонального центра), в Санкт-Петербурге это spbzc@sz.gkovd.ru .

 

(FPL-ZZZZ-VG
-ZZZZ/L-N/N
-ZZZZ00900
-M0000/M0080 /ZONA R001 6004N03043E/
-ZZZZ0600
-STS/23 DEP/6004N03043E DEST/6004N03043E DOF/180808
EET/ULLL0001 OPR/ ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ /TYP/2ULAG RMK/ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ 1 ПАРАПЛАНЕРИСТА, ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ 1 МОТОПАРАПЛАНЕРИСТА РАДИУС 1 КИЛОМЕТР ОТ 6004С03043В, МАССА ПАРАПЛАНА, МОТОПАРАПЛАНА МЕНЕЕ 115 КГ ГОС РЕГИСТРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ. +71234567890 КВС ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ)

Тот же план с комментариями:

(FPL-ZZZZ-VG
-ZZZZ/L-N/N
ZZZZ00900 {время начала полета по UTC}
-M0000/M0080 {максимальная высота полета 800 м}/ZONA R001 6004N03043E {зона полета 1 км от точки в Углово}/
ZZZZ0600 {продолжительность работы по плану 6 часов}
-STS/23 DEP/6004N03043E DEST/6004N03043E DOF/180808 {Дата полета в формате ГГ.ММ.ДД}
EET/ULLL0001 OPR/ ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ /TYP/2ULAG RMK/ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ 1 ПАРАПЛАНЕРИСТА, ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ 1 МОТОПАРАПЛАНЕРИСТА РАДИУС 1 КИЛОМЕТР ОТ 6004С03043В В РАЙОНЕ УГЛОВО, МАССА ПАРАПЛАНА, МОТОПАРАПЛАНА МЕНЕЕ 115 КГ ГОС РЕГИСТРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ. +71234567890 КВС ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ)

 

На картинке указан границы полетов по плану на карте.

Вариант плана с указанием радиуса от точки самый простой, но иногда (когда никак не выбрать подходящий район, но хочется) можно задать границы зоны координатами. Обратите внимание на границы зоны (начало и конец замыкаются в одной точке, а взлет и посадка указана внутри зоны). Вот пример такого плана:

(FPL-ZZZZ-VG
-ZZZZ/L-N/N
-ZZZZ00900
-M0000/M0080 / ZONA 6004N03041E 6002N03045E 6003N03048E 6004N03055E 6004N03041E/
-ZZZZ0600
-STS/23 DEP/6003N03045E DEST/6003N03045E DOF/180808
EET/ULLL0001 OPR/ ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ /TYP/2ULAG RMK/ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ 1 ПАРАПЛАНЕРИСТА, ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ 1 МОТОПАРАПЛАНЕРИСТА В РАЙОНЕ, ОГРАНИЧЕННОМ КООРДИНАТАМИ, МАССА ПАРАПЛАНА, МОТОПАРАПЛАНА МЕНЕЕ 115 КГ ГОС РЕГИСТРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖИТ. +71234567890 КВС ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ)

Часть IV. Выполнение полета

После приезда на поле и определения фактических условий для полетов, необходимо открыть план полетов. Для этого надо позвонить в МДП (Углово — это Санкт-Петербург МДП и телефон есть в табличке на сайте fpln.ru, смотрите выше в статье) и открыть заявку в течение 1 часа от запланированного времени начала полетов по плану. Я, Иванов Иван, хочу открыть план, ZZZZ, полеты на параплане, мотопараплане в районе Углово.

Важно, если вы замешкались или забыли позвонить, то через 1 час план автоматически аннулируется и придется его подавать заново. После фактического окончания полетов (не обязательно как продолжительность в плане, главное раньше, чем план заканчивается) также необходимо позвонить и сказать, что работа закончена и надо закрыть план полетов. Если этого не сделать, то по большому счету МЧС могут начать поиск со всеми вытекающими последствиями.

Такова вкратце процедура выполнения полетов по законам РФ. Она может показаться несколько сложной поначалу, однако сделав один раз план и пройдя всю процедуру, потом не составит большого труда  повторять его, просто меняя цифры даты и времени полета.

Ниже приведена более простая и наглядная карта воздушных зон вокруг СПб на расстоянии 90 км от центра на 12.08.2018, конечно без временных ограничений НОТАМ.

На ней цветом показаны:

  • красный  — запретные зоны для полетов,
  • оранжевый  — ВП класса С, начинающаяся от земли
  • желтый — ВП класса G, до высоты 300 м
  • прозрачный многоугольник с зелеными границами — ВП класса G до высоты 900 м

На большом расстоянии от Санкт-Петербурга можно летать до 1500 м, предварительно проверив структуру воздушного пространства. Выше 1500 м к сожалению зона G в России не распространяется, там зона C и необходима двухсторонняя связь с диспетчером.

Итог. Летать на параплане законно в России вполне возможно. Соблюдая границы воздушных зон, вы будете уверены, что не встретитесь в полете с Боингом или полицией на посадке. Летайте безопасно!

Анатолий Илларионов, Хохлачев Руслан