СИВ 2017. Паратанго в Олюденизе

Олюдениз – парапланерная мекка. Каждый год пилоты со всего мира совершают паломничество на гору Бабадаг. И каждый год они находят то, за чем приезжают: идеальные условия для прохождения СИВ курса и аэробатических тренировок.  Славится гора тем, что на ней есть несколько стартов на разной высоте, под все направления ветра.  Пилот при этом доходит до моря с запасом высоты не менее 1 км. Этого достаточно для выполнения нескольких подходов при изучении любого элемента акро или СИВ курса. Инфраструктура для парапланеристов продумана в мельчайших деталях. Есть конторы, организующие трансфер на старт, предоставляющие в аренду спасжилеты. Посадка находится аккурат напротив главной улицы Олюдениза, сразу у моря: сел, крыло сложил, искупался и пошел на второй заход. Даже тандемщики в Олюденизе в общем-то достаточно дружелюбные ребята. В бухте, над которой практикуются пилоты, всегда дежурят катера. Падай – не хочу.

Старт в Олюденизе заботливо выложен плиткой - очень удобно

Старт в Олюденизе заботливо выложен плиткой — очень удобно

И наша команда активно падала. Кто больше, кто меньше – в зависимости от поставленных задач. СИВ курс – особенные сборы. Пилот имеет шанс увидеть трепыхания крыла над головой, за спиной, почти под ногами. Главное, в этом, порой,  диком танце сохранить за собой роль ведущего, чтобы публику внизу не разочаровать и костюмчик по возможности не замочить… К этому нас готовили на брифингах перед полетами. Теория и правильный настрой необходимы, но самое главное в нашем деле – практика.

Бойцы выходили в воздух в среднем два раза в день. Кому-то этого было мало… Но в целом такой темп был адекватен для большинства участников, впервые оказавшихся на СИВе. Для двух пилотов изучение нештатных режимов полета совпало еще и с первыми горными стартами. У ребят впечатлений было море и еще одно море.

Высота выхода над морем - около километра. Вполне достаточно для любых упражнений и не по одному разу

Высота выхода над морем — около километра. Вполне достаточно для любых упражнений и не по одному разу

Сивиться, говорят, страшно. Некоторые считают, что и вовсе не нужно. На деле же мандраж у всех, если и был, то на старте. Там ты еще готовишься к броску в пляску над голкбо-зеленой бухтой. Еще не знаешь, насколько успешно выполнишь ведущую партию. Это момент «до». Момент сборки, напряжения. В воздухе же ты один и действуешь. Там нет времени на волнение и прочие эмоции. Нужно успевать ловить крыло и держать над головой и день ото дня ловить кайф от такого двигательного транса.

Каждый из участников проходил свою программу. Кому-то было достаточно изучить фронтальные и асимметричные сложения и на том пока закончить изучение нештатных режимов. Пилоты, вторично попавшие на СИВ, быстро проскочив сложения,  переходили к заднему свалу и негативке, потому что к этой части программы еще с прошлого раза осталось много вопросов. На десерт у всех было любимое акро.

Ассиметричное сложение на параплане - базовый и самый частый нештатный режим полета. И самый простой в освоении..

Ассиметричное сложение на параплане — базовый и самый частый нештатный режим полета. И самый простой в освоении..

Тем не менее, инструктор требовал от каждого довольно высокой степени мастерства при выполнении элементов. Мы не довольствовались простым выполнением асимметрии. Делали их с удержанием и без, с компенсацией и без, чтобы изучить поведение своего крыло, не бояться его.

Конечно, задние срывные режимы – отдельная статья.  Начинается их изучение с легкого флирта: поиска границы заднего свала. Нащупал – отпустил, нащупал – отпустил. Ничего такого. А потом наступает очередь отработки настоящего «па», демонстрация настоящего характера параплана. Команда инструктора «выполняем задний свал», и понеслась! Ты крыло душишь, а оно жить, лететь хочет, возмущается и замахивается для разгонного клевка. А ты все душишь страстные порывы. И не всегда хорошо, и клеванты периодически вырывает, и ручку запаски можно случайно задеть, и приводиться нежданно-негаданно… В этой бешеной пляске ты, пилот, ведешь. Получается танец, чем-то напоминающий выездку дикой лошади.

Задний свал на параплане - ощущения зашкаливают!

Задний свал на параплане — ощущения зашкаливают!

После хотелось чего-то ровного: кто винговеры точил, кто САТ, кто замерял перегрузку в спирали. У каждого свой способ релаксации в воздухе.

 Накал страстей, вибрирующий днем в наших венах и мышцах, в стропах параплана к вечеру потихоньку спадает. Мы остывали и расслаблялись за стаканом местного айрана, сока или вина и смотрели видео наших падений. Подробный анализ ошибок при выполнении элементов, конечно, невозможен без видеоряда. В воздухе все происходит мгновенно. Времени на рефлексию нет.

Фронтальное сложение смотрится страшно, но на парапланах класса EN A и B проходят совершенно спокойно в 99% случаях. Часто даже не требуя реакции пилота.

Фронтальное сложение смотрится страшно, но на парапланах класса EN A и B проходят совершенно спокойно в 99% случаях. Часто даже не требуя реакции пилота.

СИВ вообще очень быстро пронесся, и вопросы остались, и хочется еще таких диких плясок в специально отведенных для этого местах. Отношения с парапланом строить – любопытное занятие. Довольные мы вернулись в серый и дождливый Питер. В глазах – огонек, в голове – все еще отдается эхом ритм наших танцев с крылом: раз-два-опа, раз-два- свал, раз-два-три-лови крыло!

Чирва Дарья

Вечерний полет на закат в Олюденизе особенно красив!

Вечерний полет на закат в Олюденизе особенно красив!