Паравзросление в Непале

Уже на подлете к Катманду на горизонте встают восьмитысячники Гималаев

Уже на подлете к Катманду на горизонте встают восьмитысячники Гималаев

Паравзросление в Непале

Непал –определенно место, откуда все летучее родом. Место, где зародился ген полета. Может, конечно, дело не в генах, а в своеобразном воздействии на мозг чего-то наподобие волшебной пыльцы горных цветов, растущих там и доносимых ветром даже до наших северных широт. Вдохнул один раз – и всё,линия судьбы определена, будешь стремиться летать, будешь стремиться на родину. Непал вытравить из души невозможно. Это ощущение появляется у тебя даже если ты там еще не бывал, но обучение на равнине прошел.

Мы, кто ехал туда первый раз, жили и строили планы с сознанием «сначала Непал». Попросту говоря, место на наших «жёстких» дисках для планов на после-Непал отсутствовало. Для всех это был вызов: проверка навыков, способности развиваться, умения “держать” крыло, а заодно и себя в руках в термичку. По сути за спиной у большинства из нас были только равнинные мини-маршруты. Таких нас было шестеро под предводительством инструктора.

И вот мы приезжаем в Покхару. Начинаем с разминки: сдача“змейки” на наземке. Инструктор был как всегда суров. Гонял всех, даже бывалых пилотов. Когда мы стартовали после, то сразу поняли – не зря.

Парапланы в одном потоке над Саранкотом

Парапланы в одном потоке над Саранкотом

Отклоняться от сюжетной линии и упоминать наши веселые пляски в первые дни на старте не буду.Так вот, запускаешься в воздух и – первое: карусель стартового термика. Для нас лебедочников-одиночек– это был ого-го адреналин. Крутиться со всеми, конечно, и кайф определённого рода: спираль за спиралью набираешь высоту и начинаешь в общем хороводе своих знакомых пилотов с других сборов распознаватьпо крыльям, подвескам, шлемам. Только расслабляться тут не место. Даже если ты сам не зомбируешь своё крыло, то иные пилоты непрерывно любуются на своего красавца – термичка все же, все в движении, и крыло тоже. Вот за ними лучше приглядывать, могут пойти на близкий контакт с тобой. Одно ЛП такого рода все же случилось. Итог: пилот жив, цел, да и вообще орёл, а крыло порвано… Тут стоит сказать, что посреди нищего Непала, есть умельцы. Местный Данила-мастер, некто по имени Сегун, за вечер готов профессионально залатать вашего верного друга. Ремонтировались дважды…

 

Второе – проверка твоей термостойкости. Это вам не нежные тремические поцелуйчики – все по-взрослому. Удар – фронталка, тормозишь – получаешь галстук в пол крыла. Удар –асимметрия. Потом привыкаешь, просыпается чуткость к воздуху. Из какого места это чутьё происходит, не могу сказать. Наверно, где-то в районе копчика. Но раз, пропадаешь, 150 м с хорошо завязанным галстуком и начинаешь воздух воспринимать всеми порами тела и внимательнее относится к тому, что происходит вокруг. Летишь, видишь, как немного впереди в паре десятков метров чей-то Озон на лифте начинает возноситься к Абсолюту и … поджимаешь клеванты. Не всегда, правда, настолько, насколько нужно. Но все же…

Третье. Не всегда тебе удаётся удержаться с группой. Инструктор он, конечно, могуч и пасёт нас всех и спускается за нами в «вертолетах», но только когда это разумно. Провалился не вовремя- будь добр иди на посадку в пампасах самостоятельно. А тут и направление приземного ветра, и меткое попадание в чеки, и отслеживание роторов от отрожков склона, и главное- провода. Видеть нужно все и сразу. Везде, где люди обосновываются, они плетут над собой ловушки проводов.
Четвёртое. Ну вот, ты уже полноценный адепт веры в существование термиков, держишь в своих руках крыло (почти всегда над головой), воспринимаешь термики +7 как нормальное явление и радуешься им от всей своей парящей души, понимаешь, что сядешь в пампасах и жив останешься. Ты готов к самостоятельному маршруту. Теперь отстать от группы – вызов, задача пролететь первый самостоятельный непальский маршрут. Так или иначе все шестеро учеников принимали вызов и делали самостоятельный маршрут. Группой же летали по маршруту Сарангкот – Каскикот – Деурали – Корчон – Гринвол –Саранкот. Сначала по часовой, потом против. Средний налет участника – 20 часов.

Орел Непала

Орел Непала

Пятое. Орлы. Шли мы как-то все вместе, крылом к крылу по маршруту, подходили к Каскикоту. В тот раз случилось провалитьсямне. Я облизывала рельеф, сползая все ниже и ниже в долину, уже начинала думать о посадке, когда увидела орлов. Неподалеку от меня они закрутили термик – я к ним. Через две-три спирали достаточно уверенного подъема они полетели дальше по прямой. У меня метания: то ли крутить этот поток, то ли идти за птицами. Решаю, что местные лучше знают, продолжаю преследовать орлов по их траектории. И ведь не прогадала! Во втором термике меня мощным лифтом вынеслообратно к перегибу, я успела догнать всех наших, и мы группой вернулись к Сарангкоту и двинули на Гринвол. Пожалуй, это был едва ли не самый запоминающийся полет. Крутить одной с орлами и выскребаться со 150 м над рельефом к гребню – это супер!И вот, к концу сборов, прожив 13 дней летной погоды подряд, ты сам уже почти орел. Вместе с остальными участниками – стая орлов-рейнджеров. Но это с одной стороны. С другой стороны, сидишь вечером в кафе, слушаешь рассказы товарищей-пилотов за соседними столиками и понимаешь, что Непала ты еще совсем не знаешь… Ты переживаешь восторг паравзросления. Только начинаешь видеть дороги в небе и продвигаться по ним, отрываясь от пуповины динамика у горы. Можно летать дальше, выше, лучше, смелее. Маршрут Сарангкот-Гринвол-Корчон– это маршрутный детсад. Надо возвращаться обратно в следующем году и переходить в старшую группу и сделать еще один шаг в сторону сияющих манящих восьмитысячников.

Ступа Боднатх в Катманду

Ступа Боднатх в Катманду

PS: За кадров много всего осталось, конечно… Это и сюжет про приключения наших желудков в Непале. И непальские чумазые детишки: стайки школьников в деревнях, встречающие при посадке, и профессиональные упаковщики крыльев на штатных посадках.И мутная пыльная атмосфера зимнего Непала, когда в воздухе ничего не видно, кроме стартового хребта. И величественные безмолвные восьмитысячники, внезапно проступающие вдали после шквалов. И закаты на озере Фева, и гроздья проводов в Покхаре и Катманду. И развевающиеся повсюду разноцветные флажки с сутрами, шевеля которые, ветер шепчет молитвы небу. Всего не рассказать. Там надо побывать. Благословенны пыль, орлы и небеса Непала!

 

Чирва Дарья