+7 (812) 983 47 50

О параплане

Параплан — это ультракомпактный и сверхлегкий планер-паритель. Мягкое крыло из ткани со стропами отдаленно похоже на планирующий парашют-крыло. Он имеет рекордно малый вес и размеры в сложенном состоянии: всего 6-15 кг и помещается в средний рюкзак. Подготовиться к полету можно за 5-10 минут, а взлететь практически с любого склона, горы или с помощью лебедки на равнине.

Для посадки достаточно небольшой полянки. В хороший солнечный день на параплане легко парить часами. Можно подниматься до облаков в потоках теплого воздуха и покрывать значительные дистанции в десятки и сотни километров, используя только энергию солнца и ветра, без капли бензина!

Своим появлением и развитию параплан обязан достижениям в производстве материалов, сверхлегких и сверхпрочных тканей и строп, а так же методам компьютерного проектирования. Разработка и сертификация парапланов регламентируется жесткими авиационными требованиями, основной принцип которых — это обеспечение максимальной безопасности. Эффективные методики обучения и простая техника пилотирования позволяют научиться основам пилотирования и летать самостоятельно за месяц-два. Полеты на параплане не опаснее, чем катание на горных лыжах или занятие аналогичным видом спорта. Это самая простая, недорогая и демократичная авиация, которую смог придумать человек.

Параплан с мотором

Если к параплану подсоединить силовую установку — парамотор, то он превращается фактически в ультралегкий самолет, который помещается в багажник любой машины, а взлетает с любой полянки. Подняться до высоты 2-3 км, идти в любую сторону – полет с мотором ограничивает только запас топлива.

В общем, параплан и мотопараплан — это очень красивое и захватывающее увлечение, которое приносит яркие и сильные впечатления в жизнь. Вырваться из плоскости серых будней, ощутить свободу полета, подняться до облаков, увидеть лучшие места мира с высоты — все это доступно практически каждому человеку.

Как устроен и почему летает параплан

Исторически параплан произошел от планирующего парашюта и сохранил общие с ним принципы конструкции. Оболочка из прочной, непродуваемой и нерастягивающейся ткани в рабочем состоянии принимает форму крыла. Верхняя и нижняя поверхности внутри соединяются нервюрами, имеющими аэродинамический профиль. Чтобы эта оболочка приняла заданную форму, нужно избыточное давление внутри. Оно создается через воздухозаборники, находящиеся на передней кромке параплана. Через них в полете набегающий поток воздуха создает нужное давление внутри крыла.

Оболочка, крыло параплана соединяется с подвеской-креслом пилота через систему тонких и сверхпрочных строп из арамидных волокон. В конструкции практически нет силовых элементов, работающих на сжатие, кручение, изгиб, есть только растягивающие силы. Благодаря этому, параплан имеет феноменально малый вес и размеры для летательного аппарата: всего 3-4 кг у самых легких моделей.

Во время прямолинейного полета на параплан воздействуют две основные силы — сила гравитации, направленная вниз, и равная ей по силе, но направленная вверх аэродинамическая сила, возникающая из-за обтекания крыла набегающим потоком воздуха. Эти две силы разнесены по высоте и взаимно компенсируют друг друга. Это похоже на маятник — аэродинамическая сила приложена вверху в области параплана, а сила гравитации внизу, к центру масс близ пилота.

При любом отклонении этих двух точек от вертикали, две силы стремятся вернуть систему в изначальное положение, когда центр масс (и пилот) находится строго внизу под парапланом. Именно поэтому параплан — очень устойчивый аппарат, он всегда стремится сохранять нулевой крен и тангаж. То есть эта система — крыло вверху, пилот внизу, возвращается в начальное положение при любом возмущении.

Для управления парапланом есть две управляющих стропы с ручками — клеванты. Эти стропы идут к задним кромкам параплана и изменяют его геометрию при управлении (аэродинамический способ управления). Если потянуть за левую, задняя левая кромка крыла подогнется вниз, сопротивление левой консоли возрастет, и она затормозится относительно правой, параплан повернет и полетит налево. Затянуть правую клеванту — параплан устремится направо. При одновременном затягивании обеих клевант будет уменьшаться скорость.
В полете параплан скользит по воздуху, планируя с качеством от 6-7 до 10-12, в зависимости от класса крыла. Это означает, что в безветрие и в спокойном воздухе с высоты 1 километр крыло с качеством 8 пролетит соответственно 8 км. Параплан непрерывно расходует высоту в течении полета и медленно (примерно 1 — 1.5 м/с в спокойном воздухе) снижается, рассеивая энергию на преодоление силы воздушного сопротивления.
Максимальная скорость парапланов составляет 50-70 км/ч (это зависит от класса учебный-продвинутый-открытый класс), минимальная около 20-25 км/ч, что позволяет взлетать с ног и садиться. Вертикальная скорость снижения около 1 м/с.

Чтобы взлететь, существует три возможности:

Первый способ

Старт со склона. Параплан раскладывается на склоне против ветра. Далее пилот разбегается, крыло наполняется воздухом, поднимается и взлетает. Именно такой старт– классический и самый популярный в мире. К сожалению, в равнинных условиях Санкт-Петербурга возможностей для таких полетов немного — подходящих холмов крайне мало, и они невысоки.

Второй способ

Взлет и набор высоты с помощью лебедки. Это способ подняться в воздух практикуется на равнине. Парапланерист пристегивается к длинному тросу, далее этот трос тянет специальная скоростная лебедка, пилот разбегается, выводит крыло в полетное положение и взлетает. Пока трос тянет параплан, тот поднимается вверх, подобно воздушному змею. В зависимости от длины троса и силы встречного ветра, высота подъема составит 35-70% от длины троса. Если растянут 1 км троса, то соответственно высота подъема составит 350-700 м. Этого вполне достаточно для пилота, чтобы обработать восходящий поток в хороший день. Для таких полетов нужна четкая организация, профессиональная команда и качественная лебедка с адекватным управлением и хорошим контролем тяги. Иначе буксировка параплана обернется опасным аттракционом.

Третий способ

Взлет с мотором за спиной, с воздушным винтом, парамотором. Параплан готовится к полету, пилот одевает на себя парамотор и заводит его. Дальше разбегается, выводит крыло в полетное положение и дает полный газ. Парамотор толкает пилота вперед, параплан взлетает и набирает высоту, пока двигатель работает на больших оборотах. Когда двигатель переходит на холостой ход, мотопараплан планирует с высоты точно так же, как и свободный. С мотором пилот может выбирать любую траекторию полета. Такие полеты имеют много поклонников.

Какие бывают
парапланы

На взгляд непосвященного, все парапланы одинаковые. Но это не так. Есть деление по классам безопасности — учебные, продвинутые, спортивные, есть деление по назначению.

Деление по безопасности. Чем ниже класс, тем проще крыло: оно больше прощает ошибки пилота и требует меньше контроля в нештатных ситуациях. Однако летит оно при этом хуже. Чем выше класс, тем скорость и аэродинамическое качество соответственно будет выше, но и тем более опытный пилот им должен управлять.

В мире разработаны несколько систем сертификации, наибольшее распространение из которых получила Европейская система сертификации CEN. В ходе испытаний на первом этапе параплан проверяют на прочность конструкции (параплан должен выдерживать перегрузку 8g — это нормы прочности для боевых истребителей или акробатических самолетов!). Потом выполняют полеты с проверкой всех возможных нештатных и пилотажных режимов. В каждом испытании пилот тщательно следит, как параплан ведет себя на выходе из них. Обязательно проверяют реакцию на различные сложения (на полкрыла, на все крыло), доводят параплан до срыва, симметричного и ассиметричного, оценивают маневренность, старт и посадку. Соответственно, после оценок реакций присваивают ему классы:

  • класс А — это учебные аппараты. Полет максимально простой и безопасный. Все сложения и срывы происходят спокойно, параплан самостоятельно выходит из них с минимальным временем, разворотом и потерей высоты. Реакция пилота не требуется. Имеют весьма скромные летные характеристики.
  • класс B — наиболее распространенный класс в мире, так называемые парапланы пилотов выходного дня. Имеют спокойный характер и неплохие летные качества. Отлично подходят для выпускников летных школ и первых 100-200 часов налета.
  • класс C — парапланы для достаточно опытных пилотов. Имеют хорошую скорость и качество, оптимальны для дальних маршрутных полетов. В случае сложений и срывов реагируют достаточно жестко, требуют адекватной реакции пилота.
  • класс D — соревновательный класс парапланов, летные качества оптимизируются за счет безопасности. Высокая скорость и качество ценой безопасности. Сложения и срывы протекают очень агрессивно и требуют максимально быстрых и отточенных действий для выхода.
  • класс CCC — самый бескомпромиссный класс. Максимальная скорость и качество среди всех парапланов. Реакции крыла допускаются самые злые и сильные среди всех других классов. Квалификация пилота для полета на таких парапланах должна быть высочайшей.

Кроме класса безопасности, есть и специализация крыла, его назначение. Бывают конечно и универсальные парапланы, но любой компромисс будет хуже специализированных, заточенных под определенное назначение аппаратов. Итак, парапланы бывают:

  • Свободные — самый распространенный класс. Такие парапланы — парители, предназначены для полетов по маршрутам. Конструкция оптимизирована для максимального качества и скорости на переходах, скорость снижения минимальна для работы в потоках.
  • Моторные — разработаны для полетов с парамотором. Отличаются легким стартом, отличной устойчивостью и большой скоростью в полете с мотором.
  • Тандемные — парапланы для полетов вдвоем. Назначение то же, что и у свободных парапланов, но крыло имеет увеличенную площадь, примерно в полтора раза. Плюс очень важен легкий старт и посадка — пассажир как правило очень неохотно бежит 😉 . Тандем как правило имеет сертификацию EN B.
  • Акропарапланы — предназначены для выполнения пилотажных фигур. Имеют маленькую площадь и усиленную конструкцию. Параплан для акробатики в полете должен хорошо выполнять все известные маневры и акрофигуры — хеликоптер, САТ, тамблинг и прочие.
Параплан пилота выходного дня (класс EN-B) имеет небольшое удлинение, устойчив, но позволяет летать маршруты
Парапланы высшего класса CCC, имеют большое удлинение, выдающиеся летные качества, но доступны только очень опытным пилотам

Как летать парящие полеты на параплане

Параплан самостоятельно (без парамотора) подняться вверх не может. Может только планировать, медленно спускаясь и рассеивая накопленную энергию (в виде высоты) на сопротивление воздуха. Если ничего не делать, то параплан неминуемо окажется на земле. Чтобы повторно полететь, пилоту придется снова забраться на гору или затянуться на лебедке. Такие полеты напоминают катание на санках с горы и интересны только начинающим. Чтобы летать долго и высоко, надо найти термики — потоки теплого воздуха, которые поднимаются вверх быстрее, чем спускается параплан. Есть два основных типа восходящих потоков, в которых парят парапланеристы — динамический и термический поток.

Динамический восходящий поток

Этот тип восходящих потоков появляется перед любой возвышенностью с наветренной стороны, когда дует ветер. Воздух, обтекая препятствие, обходит его слева, справа и сверху. Перед склоном возникает зона, где поток отклоняется вверх. Если скорость потока по вертикали превышает скорость снижения параплана, а горизонтальная составляющая меньше скорости параплана, появляется возможность парения. Параплан способен держаться в такой области без потери высоты столько времени, сколько дует нужный ветер. Такой вид потоков очень предсказуем по форме склона, силе и направлению ветра, и очень прост для освоения новичками. При оптимальном сочетании условий несложно набрать высоту в два-три раза больше, чем высота холма над окружающей равниной.

Плюсы динамика

  • Предсказуемость. Область динамика можно определить по рельефу и имеющемуся ветру
  • Простота. Начать летать в динамике способен новичок буквально с первых полетов
  • Независимость полетов в динамике от солнца и сезона

Минусы динамика

  • Ограниченность. Область динамика строго привязана к холму. Высота полета зависит от размеров склона и не может сильно ее превышать
  • Зависимость от ветра. Если ветер меняется или ослабевает, то динамик пропадает.

Термический восходящий поток

Такие виды потоков возникают, когда солнце нагревает землю, а та начинает нагревать прилегающий воздух. Теплый воздух легче холодного, и поэтому такие массы начинают всплывать вверх под действием аэростатической подъемной силы. Зримым признаком термических потоков являются кучевые облака в хороший солнечный день. Они обозначают вершины термических потоков, которые при подъеме на высоту достигли насыщения влажностью 100% (точка росы) и водяной пар в них сконденсировался, образуя облака. Оставаясь в этих потоках, параплан может подняться очень высоко, на 2-3 км в наших широтах.

Однако полеты в термиках более сложные, чем парение в динамике. Воздух невидим, поэтому увидеть восходящие потоки нельзя. Можно только понять это по косвенным признакам: растущие облака, парящие птицы или парапланы, кружащиеся в спирали, дымы, визуализирующие поток. Появление термиков имеет вероятностный характер. Мастерство пилота состоит в том, чтобы правильно определить все признаки и построить траекторию полета так, чтобы вероятность найти потоки была наибольшей. Термические потоки появляются, а затем собираются в значительные массы на большой высоте: от 100 метров и выше. Обработать потоки на меньшей высоте очень сложно, а ниже 50 метров практически невозможно. Поэтому улететь с небольших горок под облака удается нечасто, и это может сделать только опытный пилот.

Кроме того, термичка всегда связана с турбулентностью воздуха и требует хорошей техники пилотирования парапланом. Каждый пилот обязан понимать и уметь справляться с раскачкой и сложениями крыла в этих условиях.

Плюсы термических потоков

  • Универсальность. Теплые потоки образуются в любой местности, в том числе и на равнине. Пилот не привязан к горам или холмам.
  • Высота. Пределом для термических потоков является только нижняя кромка облачности. В безоблачные дни параплан способен высоко подняться в «голубых» термиках.

Минусы термических потоков

  • Зависимость от солнца. Для образования термиков нужен хороший прогрев земли, соответственно в нашем регионе такие полеты возможны только полгода, с конца марта по сентябрь.
  • Турбулентность воздуха. Чтобы избежать сложения параплана, нужны навыки активного пилотирования и «чувство крыла»
  • Сложность поиска термиков для новичков. Малоопытный пилот садится быстро, не находя поток. С ростом мастерства парапланерист все реже ошибается и лучше находит потоки.
  • Минимальная высота образования термиков. Для обработки потоков желательно иметь 100 м и больше, улететь с маленькой горки крайне сложно.

Маршрутные полеты
на параплане

Маршруты – это вершина парапланерного спорта и то, к чему стремится практически каждый новичек. Суть проста: используя восходящие потоки, пилот набирает высоту, чтобы потратить их на перелет между этими потоками и пролететь заданный маршрут. Чтобы пройти какой-то маршрут, пилот должен применить все свои навыки.

Надо очень грамотно, вдумчиво оценить погоду, облака, ветер, рельеф местности, чтобы спланировать полет и определить наиболее вероятные зоны для поиска потоков. Нужно иметь отличную технику пилотирования, чтобы суметь отцентровать поток, вгрызться в самое его ядро, справившись с непослушным парапланом в турбулентности. Или наоборот, чувствуя буквально пятой точкой тонкие изменения в скороподъемности слабого плюса, аккуратными и точными движениями не упустить подъем, использовать его до последней капли, чтобы набрать необходимую высоту. Пилот должен быть хладнокровным при сложениях крыла (которые неизбежны в мощную турбулу), чтобы грамотно и быстро удержать крыло от разворота, разложить параплан и продолжить полет. Хороший маршрутник всегда внимательно отмечает любые признаки потока: парящую птицу или параплан, вспыхнувшую вату облака в небе, изменение наклона дыма или даже клочок бумаги в воздухе. Азарт и терпение тоже очень важны, чтобы удержаться на сверхмалой высоте, суметь высидеть в «нулях», барахтаясь в приземных пузырях, не сдаться в эмоционально-яростной битве за высоту. В маршрутном полете пилот параплана должен применить весь свой опыт, навыки, все свои качества, чтобы пройти его. И все это в условиях жесткого дефицита времени, высоты, в постоянно меняющихся условиях. Такие полеты не надоедают и приносят колоссальное удовлетворение и радость. Этому учатся всю жизнь, и чем опытнее пилот, тем лучше он летает. Именно по этой дисциплине проводят львиную часть соревнований по парапланеризму.

Для иллюстрации возможностей параплана и пилотов — мировые рекорды по маршрутным полетам (данные на 2023 год).

  • Полет на открытую дальность — 609 км
  • Полет до цели с возвращением — 311 км
  • Полет по замкнутому треугольнику — 329 км.

Мотопараплан

Если параплан соединить с мотором (парамотором), то он становится независимым от восходящих потоков и может летать столько, сколько есть бензина в баке (обычно 2-3 часа).

Обычный парамотор выглядит как ранец с двигателем, винтом и ограждением. В таком виде он имеет минимальный вес и габариты в сложенном виде -всего 18-25 кг и рюкзак, помещающийся в любую машину. Подготовить мотопараплан к полету занимает от 5 до 20 минут. Старт происходит с ног, требуется несколько метров до отрыва от земли. В полете вес установки принимает на себя параплан и не чувствуется пилотом. Тяга, создаваемая двигателем, нужна для набора высоты и на горизонтальную скорость практически не влияет.

Пилот-моторист максимально независим, может готовиться к полету и взлетать полностью самостоятельно с любой поляны. Летать можно на любой высоте, от 0 до 5000 метров (рекордные полеты делают и выше). В таком полете появляется восхитительное чувство свободы, можно переместиться в любую точку пространства. Часто на парамоторе совершают релаксирующие полеты над красивыми или просто любимыми местами. Фантастически красиво летать между кучевыми облаками или над сплошной облачностью, в ярком солнце, когда внизу пасмурно и мрачно.

Вместе с тем, парамотор требует физической формы, достаточной, чтобы пробежать на взлете 10-20 метров с весом 25-30 кг (парамотор+запаска+бензин). Двигатель на мотопараплане используется двухтактный, с хорошим соотношением мощность/вес, но все равно масса сухой установки редко опускается ниже 15-20 кг.

Поэтому женщины крайне редко летают с мотором. Те, у кого нет сил, здоровья или желания поднять его, используют паратрайк – парамотор с трехколесным шасси (или с тремя лыжами зимой). На паратрайке отсутствуют физические нагрузки, но требования для площадки более строгие: требуется ровная поляна без ям и ухабов с низкой травой. Полеты вдвоем делают практически только на паратрайке, с ранцевой установкой это очень сложно.

Акробатика

Еще одно направление парапланерного спорта – это воздушная акробатика на параплане. Мощные перегрузки, бешеный свист ветра, сменяющийся тишиной и невесомостью, мир, который летает вокруг вас во всех мыслимых и немыслимых направлениях — трудно передать словами чувства пилота во время акробатики. Параплан – необычный летательный аппарат, и пилотажные фигуры на нем уникальны и очень зрелищны. Многие из них не может повторить ни один летательный аппарат.

Это занятие не для всякого. Нужна особая смелость пройти по острию ножа и не бояться шагнуть за грань известного. Четкая, моментальная реакция и холодная голова пилота здесь жизненно важны. Реакция параплана бывает очень агрессивной и резкой. Особенно в срывных режимах полета. Изучение акробатических маневров происходит маленькими шажками, на большой высоте и над водой с дежурящим катером внизу. Так безопаснее, в случае нештатного развития ситуации. Но после хорошего освоения маневров пилот может повторять их уже многократно без риска.

Кто может летать на параплане

Параплан — это исключительно простой и дружелюбный летательный аппарат. Его аэродинамическая схема такова, что он устойчив по крену и тангажу. То есть, грубо говоря, если бросить управление, то параплан будет спокойно скользить по воздуху, планировать, не стремясь завалиться в крен, уйти в пике или кабрирование. Управление парапланом максимально простое и интуитивно понятное: всего две ручки для поворота налево и направо.

Низкая взлетно-посадочная скорость (всего 20-25 км/ч) и максимально понятное, несложное управление позволяют совершать самостоятельные полеты уже на первом-втором занятии с инструктором. Конечно, это обманчивая простота – в условиях мощной турбулентности крыло перестает быть послушным, его мотает, оно начинает жить своей жизнью и может сложиться. Алгоритм действий в таких ситуаций простой и четко расписанный, но к нему надо быть готовым. Поэтому каждый прогрессирует постепенно, плавно, по шагам осваивая параплан. И летать, плавно повышая сложность полетов может практически любой. Иногда пилоты чувствуют, что следующая ступень не по силам и останавливаются на комфортном для себя уровне.

Возраст и состояние здоровья не помеха, летают 13-летние дети, летает молодежь и люди в возрасте. К нам приходили на обучение новички в возрасте за 65 лет. Физические нагрузки на параплане небольшие, поэтому здоровья космонавта не требуется. Нет и ударов на посадке — штатное приземление происходит очень плавно и мягко.

На параплане летают самые разные люди: студенты, бизнесмены, компьютерщики, строители, музыканты и режиссеры, летают даже линейные пилоты с большой авиации. Полет на параплане сильно отличается от полета на самолете и дает им совсем другой заряд и ощущения. Параплан – очень демократичный летательный аппарат. Единственное, что есть общего у пилотов – это активная жизненная позиция и жажда новых впечатлений, перемен в жизни.

Страшно и опасно?

Параплан относится к экстремальным видам спорта. В сознании большинства людей полет на нем представляется, как развлечение для психов и адреналиновых наркоманов. Ажурная конструкция из тонюсеньких строп и ненадежной тряпки летит благодаря невероятному мастерству пилота и в любой момент норовит сложиться. И тогда спасти пилота может только спасательный парашют, мгновенно открывшийся.Иначе, страшно подумать, все кончено! Все?

Конечно, это не так. Мы не ищем адреналина и не любим лишний риск. Львиная доля пилотов просто наслаждается чувством полета, чувством свободы в небе и счастливо летает годами, получая чистое удовольствие. Это обычные люди, которые боятся и не любят рисковать. Очень многие имеют страх высоты и не могут подойти к краю пропасти или крыши, но на параплане этого страха нет. Километровая пустота под подвеской совсем не пугает и ощущается здесь по- другому.

Конечно, есть парапланеристы, которым надо пройти по грани возможного, рискнуть и выиграть. Им нужны рекордные полеты и нужно испытать себя, им нужны новые, сильные впечатления. Очень много таких на соревнованиях, практически большинство. Но такие люди будут искать риск и адреналин в любом виде, в любом спорте.

На заре парапланеризма, когда он только появился и этим занимались энтузиасты-первооткрыватели, это действительно было очень опасное занятие. Тогда не было надежных, безопасных парапланов. Модифицированные парашюты, с которыми начинали экспериментировать, были крайне неустойчивыми в воздухе. При сложениях они вели себя неадекватно. Не существовало методик проектирования парапланов, отсутствовали наработанные годами и проверенные конструкторские решения. У начинающего пилота не было инструктора и учебников. Не появились еще методики обучения, каждый постигал искусство полета на своих костях и крови. Отсутствовало понимание процессов, происходящих в атмосфере.

Но шли годы, росло мастерство и опыт пилотов, которым они делились друг с другом. Возникли школы парапланеризма, появлялись и отшлифовывались методики обучения. Парапланы сильно эволюционировали, радикально выросли безопасность и летные характеристики. Была разработана строгая система сертификации параплана, в которой испытывались возможные нештатные ситуации (сложения, срывы и т.д.) и регламентировались реакции параплана на них. Парапланы стали очень устойчивыми и на редкие сложения реагировали спокойно и предсказуемо, самостоятельно раскрываясь за короткое время.

В настоящее время параплан – это неординарное, крутое, очень красивое и достаточно безопасное увлечение. Если не пытаться научиться летать самостоятельно, повторяя путь первооткрывателей ценой своего здоровья, а прийти в проверенную летную школу, то летать на параплане не опаснее, чем ездить на машине. Параплан позволяет прогрессировать очень плавно, постепенно увеличивая сложность полетов, и адекватно оценивать свои собственные возможности. Человек, не склонный к излишнему риску, будет летать много лет, не травмируясь и получая только удовольствие от нашего спорта.

Параплан и закон

Содержание любого летательного аппарата (ЛА) связано с оформлением бумаг, аналогичных документам на автомобиль. Минимально необходимы государственная регистрация ЛА (гос. номер), сертификат его летной годности (ежегодный техосмотр), а также пилотское свидетельство (водительское удостоверение), не оформляемое без заключения врачебно-летной комиссии (водительская медкомиссия), которую далеко не каждый сможет пройти. Получить этот пакет гораздо дольше, сложнее и в десятки раз дороже, чем аналогичные документы для езды на машине.

Исключение составляют летательные аппараты с массой конструкции менее 115 кг. Для их полета не нужно НИЧЕГО! Параплан, парамотор и даже двухместный трайк входят в эту категорию. Таким образом, параплан приравнивается к воздушному велосипеду, на который не нужны права и номера. Это огромный плюс параплана. Конечно, при этом летать везде на нем нельзя, это разрешается только в воздушном пространстве класса G. Это пространство, в котором действуют правила визуальных полетов и нет диспетчерского сопровождения. То есть все пилоты крутят головой, отслеживая друг друга, и сами несут ответственность за взаимодействие между собой. Зона G, как правило, находится на удалении от аэропортов и аэродромов, от крупных городов, военных полигонов и т.п. Часто зона G для полетов ограничивается по высоте (например не выше 300 м, не выше 900 м и т.п.). Для того, чтобы узнать, какое воздушное пространство над конкретным местом, надо заходить на специализированный сайт (www.fpln.ru).

Аналогичные нормы действуют в большинстве стран мира, исключая некоторые страны (Германия, Швейцария, где требования для полетов на параплане довольно жесткие).

Параплан в сравнении с парашютом, аэрошютом, дельтапланом, планером..

Параплан занимает свою, отдельную и очень значимую нишу в авиации. Это самый легкий и доступный летательный аппарат-паритель, на котором можно летать часами и совершать маршрутные полеты. Рассмотрим ближайшие аналоги параплана.

Парашют

При внешней схожести с парапланом планирующий парашют кардинально отличается по духу. Полет отсутствует, есть только падение, которое собственно и составляет суть парашютного спорта. А парашют нужен только для торможения падения и приземления. Парашют жестко привязан к самолету и аэродромам (если не рассматривать экзотику в виде бэйсджампинга).

Спидглайдер

Нечто среднее между парашютом и парапланом. Старт с горы, затем планирование вдоль склона. Крыло спидглайдера маленькое и квадратное (с небольшим удлинением), поэтому аэродинамическое качество низкое, а скорость полета большая. Парить можно, но только в очень сильных потоках, например, в динамике при ураганном ветре, маршрутные полеты невозможны. В основном спидглайдеры используют для спуска с горы, как в горнолыжном спорте.

Аэрошют

Среднее между парашютом и парапланом, но уже с мотором, является подвидом паратрайка. Квадратное крыло с небольшим удлинением обладает большей устойчивостью, чем параплан. Соответственно снижаются требования к квалификации пилота на взлете и при полете в турбулентности. Компенсируется это низким аэродинамическим качеством, поэтому возрастают требования к мощности мотора, увеличивается и утяжеляется рама. Аэрошют становится неразборным и плохо транспортабельным в сравнении с паратрайком. Соответственно возрастает и цена. Еще один недостаток – из-за возросшей массы аэрошют вылетает из категории ЛА с весом до 115 кг. Поэтому к нему сразу требуется целый пакет документов — пилотское свидетельство, СЛГ, государственная регистрация.

Дельтаплан

Старший и наиболее близкий брат параплана, он имеет большую историю, с 70-х годов 20 века. Треугольное крыло с относительно большим удлинением управляется переносом веса и изменением центра тяжести аппарата (балансирный способ управления). Взлет и посадка происходят с ног. Дельтаплан имеет более высокие летные характеристики, максимальную скорость 100-130 км/ч (против 70 км/ч у параплана) и качество до 17 единиц (против 11-12 единиц). Минусы дельтаплана: его больший вес – 35-45 кг (против 10-20 кг в сборе), габариты – максимально сложенный пакет имеет длину 2-3.5 м вместо среднего рюкзака. Транспортировка дельтаплана сложна, сдать в багаж самолета его дорого из-за перегруза и небезопасно (трубы могут легко сломать). Поэтому дельтапланеристы предпочитают путешествовать с ним на машине. Обучение на дельтаплане более длительное и вероятность травм гораздо выше из-за большей сложности пилотирования и высокой взлетно-посадочной скорости. Кроме того, дельтаплан требует большей площадки для приземления, чем параплан, а посадка на склон невозможна в принципе (в отличие от параплана). Поэтому часто летные места, любимые парапланеристами, не используются на дельтаплане.

Все это привело к тому, что дельтаплан быстро уступил в популярности параплану. Пилотов-парапланеристов сейчас больше в несколько раз, чем дельтапланеристов.

Планер

Это самый совершенный паритель, созданный человеком. Максимальное качество около 60, максимальная скорость 280 км/ч, снижение 0.4 м/с. Это позволяет делать маршруты по 1000 км и более. Но планер значительно дороже в сравнении с парапланом. Сложная техника пилотирования требует гораздо большего обучения. Планер немыслим без аэродромного базирования, привязки к взлетной полосе и самолету-буксировщику. Наличие собственного двигателя у мотопланера исключает только необходимость буксировщика. Также для полетов на планере нужен пакет документов, как для самолета.

Развал Советского Союза привел к упадку ДОСААФ и разрушению сети планерных аэродромов. Редкие остатки планерных звеньев, разбросанные по нескольким городам, пытаются выживать силами энтузиастов. Научиться летать на планере в России сейчас очень сложно и довольно накладно, в несколько раз дольше и дороже обучения на параплане.

Где и когда можно летать

Летать на параплане можно круглый год. Есть метеорологические ограничения по ветру – не более 8-10 м/с, по осадкам – нельзя летать в дождь, также и по видимости – в туман лучше сидеть на земле. Ограничений по температуре нет. Поэтому простые планирующие полеты возможны в любое время года, также как и парение в динамике (для чего необходим только ветер). Хорошо летать в любое время года на парамоторе, только одеваться надо соответственно погоде. Неплохо учиться летать осенью, зимой и ранней весной, когда отсутствует термичка и связанная с ней турбулентность.

Начинающим комфортно на параплане и ничто не мешает осваивать управление им. Очень красиво летать зимой над заснеженными пейзажами под ярким солнцем. Но парить, набирая высоту над снегом нельзя. Зимой нет полетов в термических восходящих потоках. Для них нужна солнечная энергия, которой в средней полосе России не хватает осенью, зимой и ранней весной.

Весна и лето — основной сезон в наших широтах, полет на параплане в это время самый интересный и комфортный. Количество летных дней со слабым ветром и без осадков максимально.

Осенью и зимой пилоты часто отправляются в теплые страны за термичкой и интересными полетами. Параплан – уникальный летательный аппарат, которой легко взять в путешествие. Вес и размер параплана позволяют его сдать в багаж самолета и отправиться в любую точку мира. В большинстве стран мира к параплану очень лояльное отношение и нет бюрократических сложностей. Приехать в самые красивые горы нашей планеты, подняться над неприступными снежными вершинами, пролететь маршрут вместе с орлами – параплан дает колоссальную свободу и яркие впечатления. Один из огромных его плюсов – независимость и транспортабельность. Пилот, летающий на параплане, увидит сверху Кавказ, Алтай, Альпы, Гималаи, Анды, вулканические острова в океане. А пилот легкого самолета или дельтаплана будет сильно ограничен сложностями перелетов.

Парапланы
в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге сезон парящих полетов начинается в марте-апреле и заканчивается в октябре. В это время можно легко добраться до термических восходящих потоков с помощью лебедки, подняться до облаков и проходить маршруты. Пролететь 50-80 км в хорошую погоду, когда много потоков, не проблема. Длинный световой день в белые ночи позволяет научиться летать без отрыва от работы, по вечерам, когда стихает термичка и турбулентность.

Есть в нашем городе и холмы, подходящие для полетов на параплане близ станции Можайская. Высота их небольшая, всего 20-30 метров, но при хорошем западном или юго-западном ветре там образуется динамический восходящий поток — динамик. В нем можно парить часами, пока не изменится ветер. Это зона динамика невысокая и жестко привязана к склону. К тому же набор высоты более 100 метров там запрещен — рядом работает Пулково. Но отработать взлет со склона, научиться заднему старту на параплане, почувствовать его маневры на маленьком склоне Можайки очень неплохо.

Для полета с мотором в СПб есть все условия. Мотопараплан не привязан к склонам или лебедкам, старт возможен везде, где есть воздушное пространство G. А эта зона довольно обширна в Ленобласти. Очень приятно и красиво летать в сезон белых ночей. Вечера в это время длинные и светлые, а воздух спокойный и теплый.

Как научиться летать

Доступность параплана имеет и свои недостатки. Любой может купить его без проблем и некоторым кажется, что научиться летать самому тоже легко. Однако параплан, хоть и маленькая, но все же авиация. Самостоятельное обучение может быть смертельно опасно! Это не велосипед, где цена ошибки — ушибы и ссадины. Воздух невидим, а законы неба беспощадны, оно не любит легкомысленного отношения к себе. Поэтому лучший способ – обратиться к профессионалам, имеющим многолетний опыт работы. Только старая школа, с опытными инструкторами, успешно работающая, может безопасно и эффективно научить новичка. В условиях равнинной России де-факто стандартом стало обучение на лебедке. Только так можно безопасно, эффективно и достаточно массово обучать полетам на параплане.

Отличный способ выбрать школу – приехать на полеты и посмотреть, как она работает. Пролететь в тандеме, пообщаться с инструкторами и пилотами. Хватает ли мощности лебедки, чтобы поднимать парапланы на высоту, или они еле долетают до старта после отцепки? Мягко ли она тянет, нет ли рывков и вибрации, характерных для устаревших механических лебедок? Насколько качественный смотчик (маленькая вспомогательная лебедка на старте), нужен ли ему оператор для контроля на размотке? Оператор может ошибаться, допуская «бороды» и опасный «локаут» на затяжке. Как занимаются ученики, хватает ли каждому параплана или они стоят в очереди на одно крыло? Много ли начинающих на одного инструктора? Поговорите с новичками, довольны ли они своим обучением?

Качественное обучение, правильные навыки, заложенные на первых полетах, адекватное отношение к небу и полетам — это залог летного долголетия пилота.

Полеты вдвоем

Параплан тандем.

Многие, кто мечтает летать на параплане, хотят взять с собой пассажира. Это возможно, для полета в тандеме нужно специальное крыло, увеличенного размера. Пилот и пассажир сидят в специальных подвесках, соединенные коромыслами. Обязательно нужен большой парашют, рассчитанный на двоих.

Для полетов с мотором лучше использовать специальный параплан. Он имеет усиленную конструкцию и аэродинамику, оптимизированную под парамотор.

Но прежде чем брать в руки тандем, пилот должен иметь достаточный опыт и налет. Взять на борт пассажира — это большая ответственность за его жизнь и здоровье. Сперва надо научиться хорошо летать в одиночку, самому.